Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в
древности — Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди
прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской
осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св.
Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был
талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов.
Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество,
он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан,
св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже
ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на
волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином,
обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была
полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа
преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал
подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в
темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а
на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил
страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали
изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали,
бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми
гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов
император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец
отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями,
которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за
чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в
храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже
посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим
копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к
посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что
недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере
жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за
зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно
по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий
выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и
привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне
светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша
был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил
уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу
жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты
жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление
единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого
Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца
жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот
на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением
домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще
называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса
Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на
коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3;
20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
|