Четверг, 28.03.2024, 14:44 ПРИВЕТСТВУЮ ВАС Гость

МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Жития святых [113]
МИНИ-ЧАТ
Категории раздела
Жития святых [113]
Категории раздела
Жития святых [113]
Каким должен быть православный человек?
1. добрым
2. ответственным
3. сильным
4. красивым
5. своенравным
6. равнодушным
7. не знаю
Всего ответов: 55
E-mail:
Пароль:
Главная » Статьи » Жития святых

Древние летописи Киевской Руси
Традиция сбора сведений, важных для практики государственного управления, идет с давних времен. Эти данные были нужны для обложения населения податями и повинностями. Необходимость и значение сбора различных сведений целиком определялись государственным фиском. Еще во второй половине IX века в летописях встречаются упоминания о сборе дани. Развитие государственного фиска сопровождалось сбором сведений об объектах обложения, главным образом о сельском хозяйстве и, в особенности, о земледелии как основном занятии населения в древней Руси. Единицей обложения, а поэтому и единицей счета были дым (очаг) и рало (плуг).

Существует немало учетных данных, характеризующих возникновение и развитие городских поселений, которые создавались в то время главным образом на водных торговых путях. К Х-XI вв. относятся летописи, которые сообщают о состоянии таких городских поселений, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, крепостных сооружений, жилых строений из дерева и камня.

Наряду с летописями, учетно-статистическими источниками того периода были законодательно-правовые акты Киевской Руси, которые отражали характер складывающихся обычаев, хозяйственный строй общества. Так, взимание дани зачастую принимало договорную форму, в которой содержались: единицы обложения, место и время сборов, величина дани. Вначале князья сами собирали дань, позже они поручали эту работу специальным лицам. Внешнеторговые отношения также оформлялись соответствующими грамотами, снабженными учетными реквизитами. Эти грамоты и другие договорные документы иногда принимали форму письменных сводов и постановлений.

Выдающимся в этом отношении памятником является "Русская Правда", которая представляет самобытное выражение русской общественной мысли древности. В различных ее редакциях отражаются экономические характеристики того периода и регламентируются имущественные, кредитные и другие экономические отношения, сообщаются данные о классовых группировках, которые сложились в тот период. Главное внимание в ней уделяется положению смердов - владельцев мелких сельских хозяйств, которые являлись основными плательщиками княжеской дани. Здесь содержатся сведения о численности домашнего скота. Скот имел большое значение в хозяйстве, поэтому "Русская Правда" определяла высокие штрафы за его кражу.

В "Русской Правде" нашли отражение некоторые стороны феодального судопроизводства и меры наказания. Решение княжеского суда, как правило, сопровождалось натуральными и денежными штрафами. За перепашку чужой межи устанавливался штраф 12 гривен, за кражу вола - 1 гривна и возвращение вола, за убийство смерда - 5 гривен, за убийство княжеского слуги или старшего дружинника - 80 гривен и т.д.

Развивающееся феодальное землевладение порождало, с одной стороны, крупные княжеские и боярские вотчины, с другой - распространение форм зависимости в виде отработочной ренты (барщины). В период феодальной раздробленности шел процесс довольно интенсивного экономического и политического развития отдельных земель и княжеств. Письменные источники того времени отмечают, что в XI веке появилось свыше 60 новых городских центров на Руси, а в XII веке - свыше 130. Многие из этих городов стали крупными центрами ремесла, торговли. Однако между феодалами велась постоянная борьба за владение землями, городами, крестьянами и ремесленниками, за политическое и экономическое первенство.

В начале XIII века началась длительная борьба в связи с проникновением на Русь монголо-татарских орд (войск). Русские княжества оказываются в исключительно трудном положении. Ко второй половине XIII века масштабы агрессии расширяются. Монгольские ханы начинают проводить переписи населения с целью взимания с русских земель дани. Так, летопись повествует, что переписи в русских областях проводились в период с 1246 по 1259 гг. (в южной Руси - в 1246 г., в Суздальской земле - в 1255-1256 гг., в Новгородской - в 1256-1259 гг.). Такие переписи проводились также в 1273 и 1287 гг.

Летопись отмечает, что "окояннии изочташа всю землю русскую токмо не чтоша игуменов", т.е. привилегированную часть населения. Такие переписи строились по системе опроса. Татарские баскаки (чиновники), приезжавшие "по число", должны были "ездити по улицам писати дома хрестьянские".

Операции по включению в "число" осуществляли особые "численцы", т.е. специальные лица, в обязанности которых входил учет населения и хозяйства. К 70-м годам XIII в. относится и проведение переписей на территории Армении, Азербайджана и Грузии с той же фискальной целью - наложение дани на крестьян и ремесленников.

В конце XIII и начале XIV веков, когда Москва окончательно упрочила свое положение как центр русских земель, собирание дани снова переходит к русским князьям, но практика предварительного учета земель сохраняется. Объектом учета становятся те признаки хозяйства, по которым определялся размер податного обложения или повинности. Меняющийся характер единицы обложения (дым, плуг, соха и т.д.) отражался на порядке собирания сведений, на установлении счетной категории, а непосредственные фискальные задачи, прямо и открыто поставленные в хозяйственном учете древней Руси, определяли круг учитываемого податного населения. Далеко не всегда в этих учетах правильно отражалось состояние хозяйства, так как, по признанию летописца, "творяху бо себе бояре легко, а меньшим зло", что вызывало протесты облагаемых, сопротивление переписи и даже приводило иногда к серьезным волнениям.
Категория: Жития святых | Добавил: Ригина (23.01.2013)
Просмотров: 755
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Часы
00:00:00
Copyright MyCorp © 2024